Как формируется инфантильное отношение к окружающей действительности?
Инфантилизм — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующих предшествующим возрастным этапам.
В медицине понятием "инфантилизм" обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие разнообразных факторов: охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжелых заболеваний впервые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и др. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев обратимо и впоследствии успешно компенсируется, особенно если тому способствуют соответствующие медицинские мероприятия, правильное питание, уход и т. п.
Особую проблему составляет так называемый психический инфантилизм — незрелость ребенка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе этого лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития. Дети в обычные сроки, а порой с опережением овладевают речью, чтением, счетом, неплохо рисуют и демонстрируют нормальную активность. Но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту. Такие; дети ведут себя необдуманно; это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, -они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий "надо" и "нельзя", созревание способности, верно оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных и меняющихся условиях, ребенок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от их ребенка соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что подросток уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто занянчили его и искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные подростки несамостоятельны. Они привыкли: все, что требует усилий, делается за них. В среде сверстников они оказываются изгоями, что порой приводит к тяжелым психическим травмам.
Все это относится к детям, отстающим в развитии вследствие задержки в формировании лобных долей мозга. Дополнительным неблагоприятным фактором часто становится неправильная позиция родителей. Однако нередки случаи, когда этот фактор является решающим и единственным. Т. е. в инфантилизме подростка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители. Любуясь на неуклюжего малыша, умиляясь его непосредственности, они неосознанно желают задержать его в таком состоянии, и бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребенка сделали незрелым. Если ребенок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту, он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.
Ребенок, чей психический инфантилизм врожден или приобретен в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Индивидуально подобранное лечение должно способствовать дозреванию высших психических функций. Немалая роль в этом принадлежит и родителям. Если подросток здоров, но инфантилен по их вине, то роль правильного воспитания становится решающей. Главное — довести до сознания ребенка в первые годы его жизни основные жизненные понятия: "надо", "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо". Ребенок должен с первых шагов приучаться самостоятельно решать посильные для него практические задачи согласно его возраста(подросток – следовательно решает задачи своего подросткового периода развития ). У него необходимо терпеливо и настойчиво формировать полезные навыки и умения. Общение со сверстниками для инфантильного ребенка , впоследствии взрослеющего человека затруднительно, в этом ему необходимо помочь, сглаживая возникающие противоречия и побуждая к сотрудничеству.
Пути решения с раннего детства в специально организованных играх, согласно возрастным особенностям. Например, для дошкольников устроив игру в "детский сад", отец берет на себя роль непослушного ребенка, наглядно демонстрируя сыну изъяны его поведения. Можно и просто организовать обычную детскую игру, как бы репетируя игру со сверстниками. Если прилагаемых усилий окажется недостаточно, целесообразно дать ребенку возможность лишний год "дозреть" перед поступлением в школу. Этот вариант имеет свои недостатки, но он все же предпочтительнее неподготовленного начала школьного обучения, чреватого в будущем гораздо более серьезными проблемами. Если же на инфантильность «закрывать глаза», то в возрасте подростка во всем случившемся ежедневно дома будут виноваты родственники, а в образовательном учреждении те, кто непосредственно предъявляет требования к подростку. Найти, кто же виноват, очень сложно. Здесь мы пожинаем итог бездействия семьи на протяжении более десяти лет. У инфантильного подростка процесс взросления, социализации замедлен и искажен, он заведомо ко всем относится предвзято и снимает надлежащую долю ответственности за происходящие с ним события пытаясь найти виновных и переложить ответственность.
Подготовила педагог-психолог Пыпина Л.Р. по материалам психологического словаря.